Войти на сайт Регистрация Лента форума Пользователи Правила сайта Поиск по форуму
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: petrov, Лохматый  
Форум » Кордон - база для Одиночек » Контрольные задания ТЛ » Контрольная работа выпускника ТЛ danbas (Корабли и сражения 1600-1800 гг)
Контрольная работа выпускника ТЛ danbas
danbasДата: Сб, 15.02.2014, 23:19 | Сообщение # 1
Ночные сталкеры
Пользователи
Сообщений: 498
Награды: 2
Репутация: [ 351 ]



Великие корабли России и морские баталии России 1600-1800 гг


В этой теме мне хотелось бы рассказать о некоторых великих кораблей тех времен. Так же описать с точки зрения истории не менее важные морские баталии. Но перед тем как начать повествовать о кораблях и баталиях, я немного расскажу о видах кораблей тех времен.


[cut=Виды кораблей]

[cut=Канонерская лодка]


Канонерская лодка, канонерка, канлодка  — класс небольших боевых кораблей с артиллерийским вооружением, предназначенных для боевых действий на реках, озёрах и в прибрежных морских районах, охраны гаваней.
[/cut]

[cut= Шхуна]



Шхуна  — парусное судно с 2-мя или 3-мя мачтами, имеющими косые паруса. Рангоут Ш. отличается сравнительной высотой нижних мачт, к которым прикрепляются короткие стеньги. Уклон мачт на Ш. несколько больший, чем у судов с прямой парусностью. По числу мачт и типу парусов Ш. различаются следующим образом: 1). Ш. обыкновенная имеет 2 или 3 мачты; на фок-мачте ставятся 1—2 прямых паруса (марсель и брамсель); на остальных мачтах — одни косые паруса. 2). Ш. бермудская, или гафель-Ш. (иногда называется гоелеттой или гулетой), имеет исключительно косые паруса на всех (2-х или 3-х) мачтах. Ш.-бриг (бригантина) имеет фок-мачту, оснащенную как у брига, т. е. с короткой нижней мачтой и полной прямой парусностью; грот-мачта имеет косую парусность, как у Ш. Шхуна-барк (баркентина) имеет фок-мачту такую же, как у Ш.-брига, и 2 задних мачты с шхунской парусностью.
[/cut]

[cut=Бриг]



Бриг - Судно в 200—250 тонн, конструкцией подобное корвету, но шире его и имеющее две мачты. Б. в вое[size=11]нном флоте служили для посылок, конвоирования купеческих судов и других надобностей, для которых корветы были в елики. Бриги, как и корветы, имели одну открытую батарею, вооруженную от 10 до 24 пушек. Длина Б. 20-пушечного была около 100 ф., а ширина до 30 ф., глубина же 15 ф. Команды на Б. было средним числом по 6 человек на пушку. Б. мог в тихую погоду ходить под веслами, и тогда его скорость достигала до 3 миль (5 ¼ версты) в час. Передняя мачта называлась фок-, а задняя — грот-мачтой; на Б. были два грота: один гафельный и с гиком, а другой — привязанный к грота рею.
[/cut]

[cut= Фрегат]



Фрегат - Военный трёхмачтовый корабль с полным парусным вооружением с одной или двумя (открытой и закрытой) орудийными палубами.
Фрегат отличался от парусных линейных кораблей меньшими размерами и артиллерийским вооружением и предназначался как для дальней разведки, то есть действий в интересах линейного флота, так и крейсерской службы — самостоятельных боевых действий на морских и океанских коммуникациях с целью защиты торговли или захвата и уничтожения торговых судов противника. В этом смысле фрегаты являются предшественниками крейсеров.
При этом термин «фрегат», в эпоху парусного флота, являлся достаточно условным (неофициальным), как наименование класса кораблей использовался редко. В Британском ВМФ парусные фрегаты соответствовали кораблям шестого и пятого ранга (линейные корабли — корабли четвёртого ранга и выше).
Шестому рангу соответствовали малые фрегаты, имевшие 25-28 пушек, фрегаты пятого ранга имели до 44 пушек. Важное отличие фрегатов от линейных кораблей — единственная батарейная палуба. Это касается только кораблей шестого ранга; на тяжёлых фрегатах пятого ранга орудия, как правило, располагались на двух орудийных палубах (закрытой и открытой — см. изображение). Самое же главное отличие фрегатов от линейных кораблей заключается в назначении — фрегаты, в отличие от линейных кораблей, не были предназначены для ведения боя в линии. Фрегаты использовались в качестве как самостоятельной боевой единицы, так и флагмана небольших эскадр. Фрегаты действовали на морских коммуникациях, контролируя торговые пути, использовались для связи между эскадрами, несли разведку, участвовали в блокаде портов, сопровождали конвои. Фрегаты часто использовались в операциях вдали от основной базы флота поскольку, обладая значительно лучшими чем линейные корабли мореходными качествами, могли эффективнее (быстрее и дешевле) преодолевать большие расстояния.
[/cut]

[cut= Линейных корабль]



Линейный корабль -Класс парусных трёхмачтовых деревянных военных кораблей. Парусные линейные корабли характеризовались следующими особенностями: полным водоизмещением от 500 до 5500 тонн, вооружением, включающим от 30—50 до 135 орудий в бортовых портах (в 2-4 деках), численность экипажа составляла от 300 до 800 человек при полном укомплектовании. Линейные корабли строились и применялись с XVII века и до начала 1860-х годов для морских боёв с использованием линейной тактики. Парусные линейные корабли линкорами не назывались.
В 1907 году линейными кораблями (сокращённо — линкорами) был назван новый класс броненосных кораблей водоизмещением от 20 тыс. до 64 тыс. тонн.

Корабль 1 ранга
Самый крупный из линейных кораблей. В разное время и в разных флотах к нему относились корабли от 60 до 130 орудий. Ряд его представителей (HMS Victory, USS Pennsylvania, Santisima Trinidad) и некоторые поздние линкоры имели 4 дека.
Корабль 2 ранга
Двухдечный, с XVIII века трёхдечный линейный корабль. В разное время и в разных флотах к нему относились корабли от 40 до 98 орудий.
Корабль 3 ранга
Двухдечный линейный корабль. В разное время и в разных флотах к нему относились корабли от 30 до 84 орудий.
Корабль 4 ранга
Двухдечный линейный корабль. В разное время и в разных флотах к нему относились корабли от 20 до 60 орудий включительно.
[/cut][/cut]


Теперь когда вы имеете представление о видах кораблях, я расскажу об одном из  кораблей России. Начну я с корабля под названием"Святой Петр".


[cut= "Святой Петр"]
74-пушечный линейный корабль «Святой Пётр» был построен по проекту корабельного мастера А. С. Катасанова. Входил в серию из семи 74-х пушечных кораблей, построенных в Херсоне. В конструкции кораблей, впервые в практике отечественного кораблестроения, бак и квартердек соединили сплошной палубой, что позволило увеличить продольную прочность корпуса, усилить огневую мощь и улучшить управление парусами. Образованная таким образом вторая закрытая батарейная палуба улучшала бытовые условия экипажа.
Корабль был заложен и спущен на воду в Херсоне в 1794 году, вошел в состав Черноморского флота. 18 октября 1796 года перешёл из Херсона в Севастополь.
В составе эскадр находился в практических плаваниях в Чёрном море в 1797 и мае—июне 1798 года.
С 30 апреля по 3 мая 1798 года вместе с другим кораблем новой конструкции «Захарий и Елизавета» и тремя кораблями старой конструкции принял участие в испытаниях, проводимых по указанию Павла I. В рапорте комиссии было указано, что корабли «Святой Пётр» и «Захарий и Елизавета», построенные по новой конструкции, «не только не имеют никаких недостатков, но и превосходят уже имеющиеся в составе российского флота корабли по всем параметрам».
Принимал участие в войне с Францией. 13 августа 1798 года в составе эскадры вице-адмирала Ф. Ф. Ушакова вышел из Севастополя в Константинополь для совместных действий с турецким флотом против Франции. Объединенный русско-турецкий флот 20 сентября вышел из пролива Дарданеллы в Архипелаг.
13 октября в составе эскадры русского флота принимал участие в высадке десанта на остров Занте. 21 октября во главе отряда высаживал десант и до 2 ноября блокировал крепость на острове Святой Мавры до её полной капитуляции. К 22 ноября корабли отряда подошли к Корфу и присоединились к его блокаде, при этом «Святой Пётр» занял позицию с южной стороны острова Видо.
18 февраля 1799 года вел обстрел старой крепости, а 22 февраля на подходах к Корфу захватил французский бриг.
Находился в Корфу до июля 1799 года. 24 июля в составе эскадры Ф. Ф. Ушакова ушел из Корфу, и через Мессину и Палермо к 8 сентября эскадра прибыла в Неаполь. С 7 по 13 октября корабль конвоировал транспортные суда из Неаполя в Корфу. 9 ноября вернулся в Неаполь, где присоединился к флоту. 21 декабря по пути из Неаполя в Мессину попал в сильный шторм.
25 декабря эскадра Ф. Ф. Ушакова получила Высочайший приказ о возвращении в Россию.
31 декабря 1799 года эскадра вышла из Мессины и к 7 января 1800 года прибыла в Корфу, где где было проведено разоружение и килевание корабля «Святой Пётр». 6 июля в составе эскадры вышел из Корфу и к 26 октября подошел к Севастополю, но в темноте не смог войти в бухту и вынужден был взять курс в Феодосию, куда прибыл на следующий день. 2 ноября корабль прибыл в Севастополь.
В 1801 году «Святой Пётр» перешел из Севастополя в Николаев для ремонта, где был переоборудован в магазин в 1803 году.
[/cut]


Вот например еще один из русских кораблей - это "Святой Андрей"


[cut= "Святой Андрей"]
Закладка корабля «Св. Андрей» состоялась на Адмиралтейской верфи 3 апреля 1716 г. в присутствии губернатора Петербурга А. Д. Меньшикова. Строителем судна был назначен англичанин Р. Рамз, который годом раньше принял русское подданство и до конца своих дней в меру способностей содействовал развитию корабельного дела в России. «Св. Андрей», однако, был не самым удачным его детищем. Строительство судна на стапеле задерживалось сверх обычных сроков.
Шла Северная война, русские уже познали радость побед в морских сражениях. для развития успеха нужны были новые корабли. Этим и объяснялось нетерпение Петра 1. В феврале 1721 г., когда должны были начаться переговоры в Ништадте, Петр 1 потребовал немедленного спуска судна на воду. Противиться высочайшему повелению никто не решился, а вот «воды», на которую полагалось спускать корабль, не было — Нева, скованная льдом, еще не собиралась высвобождаться из его плена. Впрочем, государь прислал на верфь роту солдат, которые пилили, кололи, взрывали пороховыми зарядами лед, и спуск судна «с торжествием» все же состоялся.
Пока «Св. Андрей» достраивался, начались мирные переговоры. В конце лета, 30 августа, долгожданный договор был заключен. Северная война закончена. Ее результаты оправдали надежды Петра 1. Россия вернула себе выход в Европу, под ее контролем теперь находилось побережье Балтийского моря от Риги до Выборга. Установлению утраченных некогда экономических контактов с Западной Европой теперь ничто не мешало. Главная угроза походам русских «купцов» по Балтике была нейтрализована, и... «Св. Андрей», на который прежде возлагались особые надежды, остался не у боевых дел. Судно успешно прошло ходовые испытания на Красногорском рейде 7 июня 1721 г. (кстати, вместе с кораблем «Астрахань») и показало хорошие ходовые качества, но оказалось вне поля зрения царя.
На долю линейного корабля вместо сражений и морских битв выпали плавания в районе Финского залива не далее Гогланда. дальним плаваниям теперь противодействовали Англия и Франция. Память же о корабле осталась прежде всего потому, что он сразу же после ввода в строй был включен в так называемую практическую эскадру. «Св. Андрею» везло с командирами. Первым, начиная еще со стапельного периода, был великолепный морской офицер Н. А. Сенявин, прошедший путь от солдата бомбардирской роты Преображенского полка до вице-адмирала.
Н. А. Сенявин — один из первых русских морских офицеров, получивший образование не за рубежом, а на родине. По случаю окончания Северной войны Петр 1, радевший об укреплении флота, был рад по заслугам оценить русского человека и произвести героя этой войны наряду с иностранцами Гордоном, Крюйсом, Сандерсом, Сиверсом в шаутбенахты контр-адмиралы. Любопытно, что Н. А. Сенявин командовал кораблем «Ингерманланд» , на котором Петр 1 впервые поднял вице-адмиральский флаг. В 1719 г. корабль, которым командовал Н. А. Сенявин, встретил гамбургское конвойное судно. Когда его капитан отказался салютовать, потому что «не знает русского флага», Н. . Сенявин приказал сделать выстрелы из трех пушек по вымпелу обидчика.
Начиная с 1741 г. «Св. Андреем» командовал Я. С. Барш, впоследствии вице-адмирал, который в разные годы был удостоен высочайшего внимания за «содействие и непосредственное руководство практической подготовкой гардемаринов и кадетов в летних плаваниях».
Представление о форме корпуса корабля «Св. Андрей» дает модель довольно больших размеров (116х32х35 см), выполненная по традиции строителем судна Р. Рамзом. Хранится в Центральном военно-морском музее в Ленинграде.
Корпус корабля был украшен круглой скульптурой — фигурами воинов, воинственных женщин в шлемах, амуров и многочисленными рельефами — изображениями воинских атрибутов, знамен, пушек, бочек с порохом, щитов, ядер. Например, в простенках между окнами стояли атланты, поддерживающие фриз. Сложную многофигурную композицию представляло носовое украшение. Убранство корабля «Св. Андрей», предложенное его строителем Р. Рамзом в стиле барокко, свидетельствует об искусстве мастера, которое и сегодня восхищает посетителей музея в Ленинграде.
[/cut]


И самый на мой взгляд великий корабль России - это "Полтава".

[cut= "Полтава"]
«Полтава» — русский 54-пушечный парусный линейный корабль 4 ранга, спущенный на воду 15 (26) июня 1712 года со стапеля Санкт-Петербургского адмиралтейства. В строительстве корабля принимал личное участие Пётр I. Корабль получил своё название в честь важной победы, одержанной русской армией над шведами в Полтавской битве, и стал первым линейным кораблём, заложенным и построенным в Санкт-Петербургском адмиралтействе.
Во время своей службы, с 1712 по 1732 год, «Полтава» входила в состав Балтийского флота, до окончания Великой Северной войны принимала участие в шести морских кампаниях (1713—1717 и 1721 годов); позднее участвовала в практических плаваниях кронштадтской эскадры в Балтийском море. В период боевой службы линейного корабля на нём дважды держал свой флаг Пётр I.

Предыстория
Взятие русскими войсками в 1702—1703 годах шведских крепостей Нотебурга и Ниеншанца, расположенных по течению Невы, обеспечило России выход к Балтийскому морю. Для защиты завоёванных территорий весной-осенью 1703 года были основаны крепости Санкт-Петербург (на Заячьем острове в устье Невы) и Кроншлот (на острове Котлин), начато строительство парусных и гребных кораблей (фрегатов, шняв, галер и судов других типов), которым предстояло войти в состав только что созданного Балтийского флота.
Строительство русского линейного флота на Балтике было начато только в августе 1708 — январе 1709 года, когда на Новоладожской и Олонецкой верфях были заложены четыре 50-пушечных линейных корабля: «Рига», «Выборг», «Пернов» и один безымянный. Эти корабли ещё не могли считаться полноценными линейными кораблями, так как имели небольшую осадку и были плоскодонными, что сильно снижало их мореходные качества.

История постройки
Проект 54-пушечного линейного корабля «Полтава» был разработан к концу 1709 года лично Петром Первым при участии известного в будущем корабельного мастера Федосея Моисеевича Скляева. При проектировании оба кораблестроителя использовали новейшие достижения современной им отечественной и иностранной кораблестроительной практики. За несколько лет до закладки «Полтавы» в Санкт-Петербургское адмиралтейство начали свозить из Шлиссельбурга и других мест заготовки частей корабельного корпуса из лучшего, хорошо просушенного дубового дерева. Во избежание перебоев в строительных работах из-за задержек в снабжении были заранее заготовлены железо, а также другие материалы и припасы, необходимые для постройки и снабжения корабля. По уже разработанному чертежу 5 (16) декабря 1709 года на верфи Санкт-Петербургского адмиралтейства Пётр I лично заложил корабль «Полтава». Строителем боевого корабля царь назначил Федосея Моисеевича Скляева, но как обычно оставил за собой функции главного строителя и наблюдающего. Он часто присутствовал на работах в Адмиралтействе, давал Федосею Скляеву указания по конструированию и технологии корабля и требовал докладов о ходе постройки «Полтавы». В одном из донесений царю (от 24 февраля (7 марта) 1711 года) Скляев отчитывался о проделанных работах следующим образом: «… А у корабля „Полтавы“ нижняя палуба в середине вся укреплена генген и винкен-книсами; только к корме и к носу одне положены вынкель-книсы. А в рунме кинвегерсы немного не все положены…».
На корабле «Полтава» был поднят кормовой флаг с Андреевским крестом, который был изменён в 1710 году.
23 августа (3 сентября) 1712 года «Полтава» была поднята на камели и в ночь с 24 на 25 августа под руководством Ф. М. Скляева выведена из Санкт-Петербурга. При проходе через невский бар из-за большой осадки корабль не мог пройти мели; для того, чтобы вывести корабль в море Ф. М. Скляеву пришлось подводить под его носовую часть особые лодки с наклонённым вперёд носом: с их помощью осадка кормы «Полтавы» уменьшилась и корабль успешно прошёл через устье Невы. В море напротив Петергофа после того, как были пройдены мели и корабль был выведен на 18-футовую глубину, установленные камели были сняты. Днём 25 августа корабль успешно достиг Кроншлота, где был окончательно достроен и оснащён рангоутом и такелажем.

Общие характеристики
По своим главным размерениям «Полтава» соответствовала кораблям IV ранга по британской ранговой классификации 1706 года: длина корабля между штевнями равнялась 34,6 м, длина по гондеку — 130 английским футам 8 дюймам (39,82 м), ширина по набору корпуса без учёта обшивки равнялась 38 футам 4 ½ дюймам (11,69 м), глубина трюма (интрюма) — 15 футам 2 ½ дюймам (4,6 м)[. Свесы и наделки, а также обшивка корпуса при измерении размерений корабельного корпуса не учитывались, поэтому реальные размеры корабля были намного более внушительными.
Точное значение водоизмещения «Полтавы» не известно, но по различным оценкам оно составляло от 1100 до 1200 тонн.

Корпус, рангоут и такелаж
Судовой чертёж Полтавы. Реконструкция В. П. Дубенского.
Данных, необходимых для воссоздания внешнего вида корабля, сохранилось очень мало, поэтому облик «Полтавы» может быть восстановлен лишь приблизительно, с большим числом допущений и оговорок. Некоторую информацию о внешнем облике корабля и конструкции набора корпуса даёт хранящаяся в фондах Центрального военно-морского музея полумодель «Полтавы», а также гравюра Питера Пикарта, «весьма посредственная по детальности и уровню исполнения»; гравюра позволяет достоверно установить только вид корабля прямо с кормы. Имеются также сведения, что в 2005 году в Центральном военно-морском архиве была найдена папка с чертежами Ф. М. Скляева, в которой сохранились два подлинных чертежа «Полтавы». Из этих чертежей следует, что на гравюре Пикарта корабль был изображён некорректно (художник снабдил его несуществующими конструктивными элементами). Архивные находки пока не опубликованы.
Но несмотря на дефицит имеющихся источников, как пишет моделист В. П. Дубенский, «архитектура и устройство кораблей того времени были настолько традиционными и регламентированными, что на основании соответствующих руководств и пособий можно достаточно уверенно восстановить корпус и оснастку. Больше неопределённости имеется в отношении декора».
Из собрания Государственного Эрмитажа, дата создания — около 1712 года.
Ореховое дерево, золото и перламутр, резьба и инкрустация
Обводы корабельного корпуса были немного острее, чем у кораблей-предшественников («Риги», «Выборга», «Пернова» и др.), построенных на Олонецкой, Новоладожской и Сясьской верфях, но тем не менее они оставались достаточно полными. Шпангоуты выше нижнего бархоута имели сильный завал внутрь, тем самым затрудняя абордаж судна противником. Толщина обшивки корпуса составляла приблизительно 5 дюймов (12,7 см).
«Полтава» имела характерную «голландскую» срезанную (транцевидную) корму. Англичанин Джон Ден, служивший с 1711 по 1722 год морским офицером в российском флоте, отзывался о конструкции кормы «Полтавы» критически. По мнению Дена, «корабль этот был слишком узок в корме и никогда не мог бы выдержать похода по большому морю».
Парусное вооружение «Полтавы» скорее всего следовало характерной для ранних кораблей петровской эпохи голландской традиции, внешне выраженной «в использовании эзельгофтов „клювообразной“ формы, огромных эксцентрично висящих блоков фалов нижних реев, треугольной латинской бизани, а также низком креплением топенантов, что приводило к заметному провисанию нижних реев». Как и все ранние петровские корабли, «Полтава» не несла брамселей (третьего яруса парусов), устанавливаемых на фок- и грот-мачтах корабля с парусным вооружением фрегата.

Вооружение
Штатное вооружение корабля состояло из 54 пушек. На нижней палубе (гондеке) устанавливались 18-фунтовые пушки, на верхней палубе (опердеке) — 12-фунтовые пушки и на шканцах — 3-фунтовые. В состав вооружения корабля, помимо 54 бортовых пушек, входила также пара резервных кормовых пушек. Позиции для погонных (носовых) пушек конструктором корабля предусмотрены не были. Так как подлинные чертежи корабля пока не опубликованы, надёжно реконструировать размещение вооружения корабля невозможно. Тем не менее, известно, что в 1715 году «Полтава» была вооружена двадцатью двумя 18-фунтовыми пушками, двадцатью 12-фунтовыми пушками и двенадцатью пушками 6-фунтового калибра, а по ведомости того же года, составленной месяцем ранее, все пять имевшихся в то время в Балтийском флоте 50-пушечных кораблей должны были вооружаться двадцатью двумя 18-фунтовыми, двадцатью двумя 8-фунтовыми и восемью 3- или 4 фунтовыми орудиями.
[/cut]


Теперь переходим к морским баталиям. И первое из них - это сражение у мыса Гангут. Это сражение русских со шведами. Это первая победа русского флота в истории.


[cut= Сражение у мыса Гангут]



Га́нгутское сраже́ние (швед. Slaget vid Rilax) — морское сражение Великой Северной войны 1700—1721 годов, состоявшееся 27 июля (7 августа) 1714 года у мыса Гангут (полуостров Ханко, Финляндия) в Балтийском море между русским и шведским флотами, первая в истории России морская победа русского флота.

Предыстория
К весне 1714 года южная и почти вся центральная части Финляндии были заняты русскими войсками. Чтобы окончательно решить вопрос о выходе России к Балтийскому морю, которое контролировалось шведами, требовалось нанести поражение шведскому флоту.
В конце июня 1714 года русский гребной флот (99 галер, скампавей и вспомогательных судов с 15-тысячным десантом) под командованием генерал-адмирала графа Фёдора Матвеевича Апраксина сосредоточился у восточного побережья Гангута (в бухте Тверминне) с целью высадить войска для усиления русского гарнизона в Або (100 км северо-западнее мыса Гангут). Путь русскому флоту преградил шведский флот (15 линейных кораблей, 3 фрегата, 2 бомбардирских корабля и 9 галер) под командованием Густава Ватранга.
Пётр I (шаутбенахт Пётр Михайлов) применил тактический манёвр. Он решил часть своих галер перебросить в район севернее Гангута через перешеек этого полуострова длиной 2,5 километра. Для выполнения замысла он приказал построить переволоку (деревянный настил). Узнав об этом, Ватранг направил к северному побережью полуострова отряд кораблей (1 фрегат, 6 галер, 3 шхербота). Возглавил отряд контр-адмирал Эреншёльд. Другой отряд (8 линейных кораблей и 2 бомбардирских корабля) под началом вице-адмирала Лиллье он решил использовать для нанесения удара по главным силам русского флота.

Сражение
Пётр ожидал такого решения. Он решил воспользоваться разделением сил противника. Ему благоприятствовала погода. Утром 26 июля (6 августа) стояло безветрие, из-за чего шведские парусные корабли утратили манёвренность. Авангард русского флота (20 кораблей) под командованием командора Матвея Христофоровича Змаевича начал прорыв, обходя шведские корабли и оставаясь вне пределов досягаемости их огня. Вслед за ним осуществил прорыв другой отряд (15 кораблей). Таким образом надобность в переволоке отпала. Отряд Змаевича заблокировал отряд Эреншельда у острова Лаккиссер.
Полагая, что и другие отряды русских кораблей будут продолжать прорыв тем же путём, Ватранг отозвал отряд Лиллье, освободив, таким образом, прибрежный фарватер. Воспользовавшись этим, Апраксин с главными силами гребного флота прорвался по прибрежному фарватеру к своему авангарду. В 14 часов 27 июля (7 августа) русский авангард в составе 23 кораблей атаковал отряд Эреншельда, построившего свои корабли по вогнутой линии, оба фланга которой упирались в острова. Две первые атаки шведам удалось отбить огнём корабельных орудий. Третья атака была предпринята против фланговых кораблей шведского отряда, что не позволило противнику использовать преимущество в артиллерии. Вскоре они были взяты на абордаж и захвачены. Пётр I лично участвовал в абордажной атаке, показав морякам пример мужества и героизма. После упорного боя сдался шведский флагман — фрегат «Элефант». Были захвачены все 10 кораблей отряда Эреншельда. Часть сил шведского флота сумела уйти к Аландским островам.
Впрочем, санкт-петербургский исследователь П. А. Кротов, исследовав архивные документы, указал на ряд неточностей в традиционном восприятии битвы. Он показал, что атак в битве было не три, а одна (миф о трех атаках создан шведами для показания их упорного сопротивления). Результаты исследования ученый изложил в монографии «Гангутская баталия 1714 года».
Победа у полуострова Гангут стала первой крупной победой русского регулярного флота. Она обеспечила ему свободу действий в Финском и Ботническом заливах, эффективную поддержку русских войск в Финляндии. В Гангутском сражении русское командование смело использовало преимущество гребного флота в борьбе с линейным парусным флотом шведов, умело организовало взаимодействие сил флота и сухопутных войск, гибко реагировало на изменения тактической обстановки и погодных условий, сумело разгадать манёвр противника и навязать ему свою тактику. Также Гангутское сражение было одним из последних крупных сражений в истории флота, в котором решающую роль сыграл абордажный бой.
[/cut]


Последняя битва про которую я хочу рассказать - это Эзельский бой. В этом бою участвовало два противника - Россия и Швеция.

[cut= Эзельский бой]



Эзельский бой — морское сражение, произошедшее 24 мая (4 июня) 1719 года, на заключительном этапе Великой Северной войны, между эскадрами боевых кораблей России и Швеции.

Прелюдия к сражению
11 мая 1719 года, отряд русских кораблей в составе трёх линейных кораблей, трёх фрегатов и пинка под командованием капитан-командора Я. фон Гофта (Вангофта) вышел в крейсерство к берегам острова Эланд. Во время крейсирования было арестовано 13 шведских торговых судов. Один из захваченных призовых кораблей сообщил о выходе отряда торговых судов под конвоем шведских военных кораблей из Пиллау в Стокгольм. Вангофт отправил 24-пушечный пинк «Принц Александр» в Ревель с донесением. Получив донесение, Апраксин приказал капитану 2-го ранга Науму Сенявину выйти на перехват конвоя всем имеющимся в Ревеле кораблям. 26 мая эскадра из линейных кораблей «Портсмут», «Девоншир», «Ягудиил», «Уриил», «Рафаил», «Варахаил» и шнявы «Наталия» покинула Ревель, но корабли «Уриил» и «Вархаил» задержались на рейде.
Шведский отряд, состоявший из линейного корабля Wachtmeister, фрегатов Karlskrona Vapen и Ruskenfelt, и бригантины Bernhardus, под командованием капитан-командора А.-Й. Врангеля вышел из Стокгольма 19 мая. Фрегат Ruskenfelt позже отделился от отряда.

Сражение
На рассвете 4 июня (в районе 3-х часов утра) два отряда встретились к западу от острова Эзель. Врангель, оценив ситуацию и поняв, что расклад сил явно не в его пользу, повернул свой отряд на северо-запад в попытке укрыться в Сандгамне. Русская эскадра, не опознавшая противника, начала преследование с целью определить национальную принадлежность неизвестных кораблей.
Два головных корабля «Портсмут» (флагман) и «Девоншир» (капитан 3-го ранга К. Н. Зотов) вырвались вперед эскадры. Не дожидаясь подхода всей русской эскадры, они начали преследование, заняв подветренную сторону и набрав ход.
В пять часов утра Сенявин приблизился на дистанцию артиллерийского огня и сделал два предупредительных выстрела с целью заставить командиров неизвестных кораблей поднять свои флаги. После второго выстрела на кораблях взвились шведские флаги и брейд-вымпел капитан-командора Врангеля. По сигналу Сенявина русские корабли открыли огонь.
«Портсмут» при поддержке «Девоншира» решительно вступил со шведским флагманом в артиллерийскую дуэль, стремясь отрезать его от шведского фрегата и бригантины. Дуэль продолжалась с 5 до 9 часов утра. Огонь шведского флагмана был в первую очередь направлен на рангоут и такелаж атаковавших его кораблей, в чём в итоге он преуспел, перебив штаги и сбив марса-реи на «Портсмуте».
Воспользовавшись этим, шведский фрегат и бригантина атаковали «Портсмут», стремясь помочь флагману оторваться от русского корабля и выйти из боя. К этому моменту «Девоншир» перенёс свой огонь на Karlskrona Vapen и нанёс ему достаточные повреждения, а «Портсмут», развернувшись к нападавшим всем лагом, картечными залпами бортовых орудий нижней палубы (дека) заставил фрегат и бригантину спустить флаги. После того как сдалась бригантина Bernhardus, несмотря на все попытки Врангеля прийти ей на помощь, шведский флагман попытался выйти из боя. Пока шел бой — подошли «Ягудиил», «Рафаил» и «Наталия».
«Ягудиил» (капитан Деляп) и «Рафаил» (капитан Шапизо) по приказу Сенявина устремились за ним в погоню, в то время как Зотов с кораблем «Девоншир» и шнявой «Наталия» остался с плененными фрегатом и бригантиной. Исправив повреждения, в погоню за шведским флагманом направился и сам Сенявин на «Портсмуте».
В двенадцатом часу дня преследователи вышли на траверзы Wachtmeister и сражение возобновилось. «Рафаил» атаковал неприятельский корабль, но, имея больший ход, проскочил вперед. «Ягудиил» подошел к шведскому кораблю на такое расстояние, которое позволяло бросать с марсов гранаты. Капитан Деляп приготовился брать неприятеля на абордаж, но шведские матросы изготовились к отражению атаки. Русский корабль изменил курс и произвел всей бортовой артиллерией залп. Развернувшись, «Рафаил» также открыл огонь. В ходе этого боя Врангель был тяжело ранен, занявший его место Тролле продолжил неравное сражение. Наконец, после того как к месту боя подошёл «Портсмут» и другие русские корабли, оставшийся без мачт с пробоинами в бортах Wachtmeister около трёх часов дня спустил флаг.

Итоги
В плен были взяты 52-пушечный корабль «Вахмейстер», 32-пушечный фрегат «Карлус-Кронвапен» и 12-пушечная бригантина «Бернгардус», 376 рядовых чинов, 11 офицеров, в том числе капитан-командор А. Врангель. Неприятель потерял 50 человек убитыми и 14 ранеными. Русский флот потерял 3 офицеров и 6 матросов, 9 человек было ранено.Эзельское сражение стало первой победой русского корабельного флота, которая была одержана в артиллерийском бою, без применения абордажа. Петр I назвал этот бой «добрым почином» и учредил в его честь памятную медаль.
[/cut]


Перед обсуждением моей работы прочитайте Правила сайта.




Сообщение отредактировал danbas - Пн, 24.02.2014, 20:40
 
ЛохматыйДата: Вс, 16.02.2014, 21:04 | Сообщение # 2
Странник
Вольные сталкеры
Сообщений: 1179
Награды: 24
Репутация: [ 1121 ]

Вижу, в Википедии посидел хорошо... А где твои личные мысли? Если что-либо копируешь из энциклопедии, то расшифруй хотя бы сокращения. Далее - кроме болотно-зелёного никакого другого цвета разве нет? Ключевые фразы, названия сполеров, формулировки и некоторые термины выдели цветом и размером. Сполеры попробуй поставить по центру. Пока Тема "сырая". Поработай ещё.

Добавлено (16.02.2014, 21:04)
---------------------------------------------
Что могу сказать... Наберись терпением, скопируй всё в блокнот и там правь, подбирая планомерно все коды (как я, по-вашему, правил все задания в ТЛ?)



Наша жизнь всегда приносит пользу людям.
Она служит им либо примером, либо предостережением.
 
danbasДата: Вс, 16.02.2014, 21:18 | Сообщение # 3
Ночные сталкеры
Пользователи
Сообщений: 498
Награды: 2
Репутация: [ 351 ]

Лохматый™,  Хорошо попробую, сейчас верну все к первому виду.

 
Тим_ВезунчикДата: Вс, 16.02.2014, 23:52 | Сообщение # 4
Лидер Долга
Долг
Сообщений: 2448
Награды: 40
Репутация: [ 1462 ]

Сплошной текст.
Если честно, мне даже читать перехотелось.
Добавь изображений больше. С разных ракурсов.


 
danbasДата: Сб, 22.02.2014, 22:57 | Сообщение # 5
Ночные сталкеры
Пользователи
Сообщений: 498
Награды: 2
Репутация: [ 351 ]

Цитата Лохматый™ ()
кроме болотно-зелёного никакого другого цвета разве нет? Ключевые фразы, названия сполеров, формулировки и некоторые термины выдели цветом и размером.


Цитата Тим_Везунчик ()
Сплошной текст.
Если честно, мне даже читать перехотелось.
Добавь изображений больше.


Ну господа вроде исправил. По центру не получается, так как тогда cut не читается!


 
ЛохматыйДата: Вс, 23.02.2014, 12:34 | Сообщение # 6
Странник
Вольные сталкеры
Сообщений: 1179
Награды: 24
Репутация: [ 1121 ]

Вот здесь сполеры по центру. Даю тебе код части этого текста, разбирайся.
Код
[c][size=18][color=#78c13d]Школа Выживания[/color][/size][/c]
[c][size=18][color=#78c13d]или[/color][/size][/c]
[c][size=18][color=#78c13d]Как выжить вдали от цивилизации[/color][/size][/c]

[c][img]http://f14.ifotki.info/org/da3c2ab751a7cd383323a6c4dc3fc40b551aeb154035086.png[/img][/c]

[c][size=10][color=#009900]Сталкер, это не только[/color][/size][/c]
[c][cut noguest=[size=10][color=#009900]поиск артефактов[/color][/size]][img]http://f14.ifotki.info/org/b9fd57d5e33b079fcc7e8dfd8c614213551ae9154141487.png[/img][/cut][/c]
[c][cut noguest=[color=#009900][size=10]охота на мутантов[/size][/color]] [img]http://f14.ifotki.info/org/9ac6317f983c4a21a87d3f7f12d1f3fa551ae9154141641.png[/img][/cut][/c]
[c][cut noguest=[color=#009900][size=10]и посиделки у костра[/size][/color]][img]http://f14.ifotki.info/org/623c6f4adb53757bb9c04ea2706076b2551ae9154142141.png[/img][img]http://f14.ifotki.info/org/df7dabc6a669fed5822517738a415e08551ae9154142356.png[/img][/cut][/c]
[c][cut noguest=[size=10][color=#009900]Ведь этот костёр ещё и зажечь надо[/color][/size]][img]http://f14.ifotki.info/org/6e71a4217eb93be2878d3a533e915702551ae9154142670.gif[/img][/cut][/c]
[c][cut noguest=[size=10][color=#009900]К тому-же сталкер хочет пить и есть а грызть сухие галеты и копаться ножом в банке холодной тушёнки,так не долго и гастрит заработать[/color][/size]][img]http://f14.ifotki.info/org/236a33ccaec7f71256540291c2b756cf551ae9154143390.gif[/img][/cut][/c]
[c][cut noguest=[size=10][color=#009900]Да и ночи сырые и холодные[/color][/size]][img]http://f14.ifotki.info/org/447cfc294869229525cd572250299d68551ae9154143082.png[/img][/cut][/c]
[c][size=10][color=#009900]Так-что в этой теме мы будем собирать[/color][/size][/c]
[c][size=15][color=#FF00FF]"энциклопедию Выжившего"[/color][/size][/c]
[c][size=10][color=#009900]А вот вам и первые странички:[/color][/size][/c]
[c][cut noguest=Страничка о "Его Величестве КОСТРЕ"]

[size=15][color=#78c13d]ДРОВА ДЛЯ КОСТРА[/color][/size]

[l]Итак, начнем. Одним из самых важных моментов при раскладке костра является правильный выбор топлива. Не подойдут на дрова растущие деревья, зеленые ветки дают больше дыма, чем огня. Используйте в качестве топлива высохшие ветви и сухостой.
Старайтесь собрать березовые или ольховые дрова, а также дрова смолистых хвойных (ель, сосна).
Использовать для костра рябину, черемуху, лиственницу и осину не советую – они дают мало тепла.
Если вы идете по местности, где нет деревьев, костер можно разжечь из торфа, травы, кизяка (высохший помет животных)
[/l]
[size=15][color=#78c13d]РАЗЖИГАЕМ КОСТЕР[/color][/size]

[l]Первым делом желательно выбрать для костра место. Примите меры, чтобы огонь не перекинулся на кусты и деревья. Если Вы собираетесь разводить костер на снегу или влажной почве – не забудьте подготовить под него площадку из камней или бревен.При разжигании костра важным моментом является выбор растопки. Чем быстрее и устойчивее загорается растопка, тем больше вероятность, что костер быстро запылает.
Обычно для разжигания используют следующие виды растопок:[/l]
[l][*]Гнилушки. Даже в дождь можно обрезать влажные части и внутри будет сухая гнилушка;
[*]Пух растений и птиц;
[*]Кусочки коры;
[*]Высохшие грибы-дождевики;
[*]Лишайники и папоротники;
[*]Щепки и стружки сухого дерева
[/l]
[l]Растопка складывается шатром или между бревнами. На нее ложатся небольшие веточки, а затем ветки побольше.[/l]

[size=15][color=#78c13d]МАЛЕНЬКИЕ СОВЕТЫ[/color][/size]
[l]Удобнее всего разводить костер спичками. Для того, чтобы уберечь спички от сырости перед походом обмакните каждую в парафин или воск. После высыхания такие спички удобно носить в закрытой пробкой гильзе.
Чтобы направить тепло в нужном направлении воспользуйтесь отражателем. Это может быть кусок жести или другой негорючий материал. Он также поможет прикрыть костер от ветра.
На ночь костер безопаснее гасить, но угли можно засыпать золой. Тогда утром Вы сможете откопать их и раздуть огонь снова.
Маленький костер легче разводить и поддерживать, чем большой. Несколько небольших костров, расположенных вокруг, в холодную погоду дадут больше тепла, чем один большой.[/l]

[size=15][color=#78c13d]Типы костров[/color][/size]

[l]Вариант костра выбирается в зависимости от того что нужно в данный момент - обогреться, приготовить еду, высушить одежду или обувь, переночевать. Следует помнить, что костер, согревает лишь обращенные к нему поверхности, поэтому нелишним будет позаботиться об отражательных стенках. Отражающая стенка не только отражает тепло, но и заставляет дым подниматься вверх. С помощью такой стенки улучшается обогрев укрытия, построенного для ночевки.

Маленький костер легче разводить и поддерживать, чем большой. Несколько малых костров, расположенных по кругу, в холодную погоду дадут больше тепла, чем один большой. Для обогрева костер делают побольше, для приготовления пищи - поменьше.[/l]

[l]Поддержание огня требует меньшей затраты сил, чем добывание нового. Довольно часто на ночь костер приходится гасить. В этом случае засыпайте угли золой. Утром они будут еще тлеть, и вы легко раздуете огонь.[/l]

[size=15][color=#e2861a]Костер типа "Шалаш"[/color][/size]

[img]http://f14.ifotki.info/org/e7a5c20a672ff70f66879f674baf9816551aeb154043238.jpg[/img]

[l]Самый простой и распространенный тип костра. Этот тип костра хорош как для приготовления пищи, так и для тепла и освещения лагеря. На растопку наклонно кладут все более толстые поленья и палки, причем со стороны ветра оставляют между ними отверстие. В результате получится что-то похожее на шалаш.[/l][
[img]http://f14.ifotki.info/org/632ca08e9db9391a1a680b8c03dba4ea551aeb154043343.jpg[/img]
[l] Этот костер очень прожорлив и требует постоянного подкармливания порциями дров, горит жарко.[/l]

[size=15][color=#e2861a]Костер типа "Звезда"[/color][/size]

[img]http://f14.ifotki.info/org/d2e6cae032824a723d53092629fc3ad1551aeb154043539.png[/img]

[l]Экономичный вид костра, для которого нужны поленья из твердого дерева. Они раскладываются в виде звезды, и по мере сгорания их продвигают к центру. Хорош для длительного поддерживания огня без постоянного подкладывания сучьев. Такой костер незаменим ночью: достаточно лишь время от времени пододвигать поленья к центру.[/l]

[size=15][color=#e2861a]Костер "колодец"[/color][/size]

[img]http://f14.ifotki.info/org/c754e825e495ff41fe02ca1420743faf551aeb154043990.png[/img]

[img]http://f14.ifotki.info/org/3da8af6bbaf5104fc77c59f8ababf2f4551aeb154044160.png[/img]

[l]Поленья, сложенные срубом - самый распространенный и простой вид костра. Дает низкое и широкое пламя. Незаменим если нужно приготовить пищу в большой посуде, просушить мокрую одежду. Дрова в которых укладывают наподобие сруба избы. В "колодце" топливо сгорает медленнее чем в "шалаше" образуется много углей, которые и создают высокую температуру, необходимую для быстрого приготовления пищи и высыхания одежды.
[/l]
[size=15][color=#e2861a]Нодья[/color][/size]

[img]http://f14.ifotki.info/org/9aefceb35f59da5b1f8a2ccdc06bb59d551aeb154044564.png[/img]

[img]http://f14.ifotki.info/org/f7bfe6c0ae288cbf12631e984c03ec92551aeb154044664.png[/img]

[l]Применяется для ночлега в холодную погоду. Надо срубить 3 сухостойных еловых бревна диаметром около 30 см, длиной до 3 м, затесать их с одной стороны во всю длину. Два бревна положить рядом, в зазоре между ними разжечь легко воспламеняемый материал (тонкие сухие веточки , бересту), после чего третье бревно положить сверху так, чтобы затесанные поверхности их были обращены одна к другой. Разгорается нодья медленно, но гореть будет всю ночь и не требует регулировки. Хотя, если нужно, жар можно немного регулировать раздвигая или сдвигая нижние бревна.
Нодью можно сделать и из двух, положенных друг на друга бревен. В этом случае для того, чтобы они не падали, с обоих концов необходимо вбить по паре кольев. Разжигать нодью удобнее, используя угли из костра, равномерно рассыпав их по всей верхней поверхности нижнего бревна.[/l]

[size=15][color=#e2861a]Костер с отражателем[/color][/size]

[img]http://f14.ifotki.info/org/51677eea05d7bc3148482cfd7853143a551aeb154044887.jpg[/img]

[l]С подветренной стороны вбиваются с наклоном 70-80° два кола и к ним кладут горизонтально одно на другое до высоты 0,7-1 м несколько сырых обрубков дерева в 1 м длиной. Палатка ставится в 1-2 м от костра.[/l]

[size=15][color=#e2861a]Безопасный ночной костер[/color][/size]

[img]http://f14.ifotki.info/org/0588951b1b34ddd88519986c9a5f59ea551aeb154068230.jpg[/img]

[l]Этот тип костра предназначен для того, чтобы огонь горел всю ночь, а риск выпадения из него поленьев был минимальным. Он может быть сооружен с отражателем тепла, установленным с одной стороны костра. Поленья должны быть уложены таким образом, чтобы между ними не было большого просвета для воздуха, тогда пламя будет низким, а два полена, положенных наклонно по краям, не дадут огню распространяться.
[/l]
[size=15][color=#e2861a]Костер типа "Пирамида"[/color][/size]

[img]http://f14.ifotki.info/org/b96ec24803769d10b163ffa3b1b1125b551aeb154045147.jpg[/img]

[l]Положите два бревна параллельно одно другому, а поперек ряд поленьев - это будет основанием. Сверху разместите поленья меньшего размера и так далее, пока наверху не окажутся совсем мелкие, на которых поместите растопку и разожгите костер. Огонь будет постепенно опускаться вниз. Такой костер горит долго, и его можно использовать как ночной.[/l]

[size=15][color=#e2861a]Костер "полинезийский"[/color][/size]

[img]http://f14.ifotki.info/org/b35105bd77773d9bfbf7384ed7146d69551aeb154045322.gif[/img]

[l]невидим и дает много углей и золы. Для такого костра вырывают яму, обкладывают стенки ее камнями (или обмазывают глиной), а на дне разводят огонь. По возможности место для него следует выбирать под нависшей скалой или густой кроной дерева - в этом случае он будет незаметен не только с боков, но и сверху. Костер не требует большого количества дров. Чтобы дрова в костре хорошо горели и не дымили, рядом надо вырыть другую яму с узким каналом к костру для доступа воздуха.[/l]
[/cut][/c]

Далее: текст под сполером попробуй дать шрифтом № 9 (действительно, читать большой текст не совсем удобно.
Картинки попробуй привести к единому размеру по ширине (хотя бы те, которые находятся одна около другой). И, в заключение - синий цвет нечитабелен на сером фоне, приходится напрягать глаза. Вот на новом сайте цвет будет другим, там используй его на здоровье.

Добавлено (23.02.2014, 12:34)
---------------------------------------------
danbas, Дмитрий, ты зря трубишь всем что я к тебе придрался. Здесь мы (Инструкторы) даём советы о более правильном оформлении Тем, чтобы в дальнейшем люди, которые придут в Тему, созданную Вами, смогли бы почерпнуть наибольшее количество информации из её шапки и чтобы Вам же задавали меньше вопросов. Повторюсь, здесь мы только советуем. А следовать или нет нашим советам - Ваше личное дело, Боже упаси мне навязывать Вам свои мысли! Убедите меня, что я не прав - извинюсь, а пока...



Наша жизнь всегда приносит пользу людям.
Она служит им либо примером, либо предостережением.
 
danbasДата: Вс, 23.02.2014, 17:09 | Сообщение # 7
Ночные сталкеры
Пользователи
Сообщений: 498
Награды: 2
Репутация: [ 351 ]

Цитата Лохматый™ ()
Вот здесь сполеры по центру. Даю тебе код части этого текста, разбирайся.


Цитата Лохматый™ ()
Далее: текст под сполером попробуй дать шрифтом № 9 (действительно, читать большой текст не совсем удобно.
Картинки попробуй привести к единому размеру по ширине (хотя бы те, которые находятся одна около другой). И, в заключение - синий цвет нечитабелен на сером фоне, приходится напрягать глаза. Вот на новом сайте цвет будет другим, там используй его на здоровье.


Вроде исправил, шрифт как сказали, поменьше сделал.

Цитата Лохматый™ ()
danbas, Дмитрий, ты зря трубишь всем что я к тебе придрался. Здесь мы (Инструкторы) даём советы о более правильном оформлении Тем, чтобы в дальнейшем люди, которые придут в Тему, созданную Вами, смогли бы почерпнуть наибольшее количество информации из её шапки и чтобы Вам же задавали меньше вопросов. Повторюсь, здесь мы только советуем. А следовать или нет нашим советам - Ваше личное дело, Боже упаси мне навязывать Вам свои мысли! Убедите меня, что я не прав - извинюсь, а пока...


Извиняюсь!


 
ЛохматыйДата: Вс, 23.02.2014, 17:54 | Сообщение # 8
Странник
Вольные сталкеры
Сообщений: 1179
Награды: 24
Репутация: [ 1121 ]

danbas, Дмитрий, стоп-стоп! Я, видимо, неправильно выразился - текст нужно сделать немного крупнее, чтобы было удобнее читать. Со сполерами молодец!


Наша жизнь всегда приносит пользу людям.
Она служит им либо примером, либо предостережением.
 
danbasДата: Вс, 23.02.2014, 18:17 | Сообщение # 9
Ночные сталкеры
Пользователи
Сообщений: 498
Награды: 2
Репутация: [ 351 ]

Цитата Лохматый™ ()
danbas, Дмитрий, стоп-стоп! Я, видимо, неправильно выразился - текст нужно сделать немного крупнее, чтобы было удобнее читать.


Наверное, все исправил


 
ЛохматыйДата: Ср, 26.02.2014, 20:03 | Сообщение # 10
Странник
Вольные сталкеры
Сообщений: 1179
Награды: 24
Репутация: [ 1121 ]

У меня больше вопросов нет. Ждём других Инструкторов.

Добавлено (26.02.2014, 20:03)
---------------------------------------------
Контрольное задание принято.



Наша жизнь всегда приносит пользу людям.
Она служит им либо примером, либо предостережением.
 
Форум » Кордон - база для Одиночек » Контрольные задания ТЛ » Контрольная работа выпускника ТЛ danbas (Корабли и сражения 1600-1800 гг)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: