На днях украинскую общественность взбудоражило известие о том, что
Нацкомиссия по морали намерена запретить несколько видеоигр, среди
которых – легендарная «Mortal Kombat». Позже к этому списку добавились
такие игры, как «Manhunt» и «God of War». О целесообразности и
последствиях этого решения, а также о текущем состоянии украинского
рынка компьютерных игр «АиФ» рассказал PR-директор компании Vostok Games - Олег Яворским.
- Олег, как в гейм-индустрии
восприняли попытку Нацкомиссии по морали запретить ряд игр из-за
насилия? По-вашему, это стоит делать?
- К сожалению, в нашей стране плохая
ситуация с авторскими правами, поэтому я сомневаюсь, что этот запрет
может быть реализован. Диски с играми у нас продаются где угодно, вплоть
до подземных переходов, их можно всегда скачать из Интернета. Да и
проблема насилия – это никак не проблема одних только игр: сейчас
насилие присутствует в кино, в новостях. И ребенок все равно видит весь
этот негатив.
Нам стоит обратиться к международной
практике: например, в России существует обязательная маркировка игр. Так
же и в мире. Если на обложке написано, что данный продукт рассчитан на
людей после 18 лет, то его, как правило, не продают детям. Но,
повторюсь, пока в нашей стране существует такая ситуация с правами,
никакие запреты и никакая маркировка действовать не будут.
- Как вы оцениваете нынешнее
состояние рынка разработки компьютерных игр в Украине? Наша индустрия
работает в основном на внутренний, или на внешний рынок?
- Подавляющее большинство компаний,
работающих в сфере разработки компьютерных игр в Украине, ориентированы
не на внутренний, а на международный рынок. Локальный рынок слишком
мелкий, чтобы окупить затраты на разработку современной игры. К тому же,
тотальное пиратство и низкая покупательская способность украинского
геймера никак не способствуют наполнению кармана производителей.
Тем не менее, разрабатывать в Украине
конкурентно дешевле, чем в Европе или США. Есть пул специалистов,
способных показать хороший результат при вменяемых затратах на
разработку. Именно эти факторы сегодня привлекают в нашу страну
иностранные компании, открывающие свои представительства для разработки
программного обеспечения (ПО), либо размещающие заказы на разработку
такого ПО по принципу «аутсорса».
Для специалистов всегда есть
возможность выезда за рубеж (благо, теперь нас не сдерживают никакие
«железные стены»), однако я бы не сказал, что это явление массовое.
Сегодня есть все возможности построить IT-карьеру в Украине, тем более
что спрос на квалифицированных программистов ощутимо превышает
предложение.
- Кто сегодня является основными игроками на нашем рынке?
- Если считать основными студии,
занимающиеся разработкой больших долгосрочных проектов, то их не так
много. Могу выделить 4A Games, Crytek, Wargaming.net, есть неплохие
региональные студии – Best Way, Black Wing Foundation. Несмотря на то,
что формально у нас сейчас стартап, хочется причислить к лидерам рынка и
Vostok Games.
- Насколько сильно налоговое давление на отрасль? Выгодно ли вообще этим заниматься?
- Сегодня в Украине появилась
возможность заниматься разработкой ПО по льготной ставке налога – 5%.
Однако сниженной ставки налога недостаточно для совершения масштабного
прорыва. Необходима также государственная поддержка в области создания
технопарков и надлежащей инфраструктуры, развитии специализированного
образования, пиара IT-ресурса Украины на межгосударственном уровне.
Стоит отметить, что представителями индустрии игр был предложен
законопроект по льготному налогообложению, но Верховная Рада его
отклонила. А многие из разработчиков не воспринимают нынешний
пятипроцентный налог, как оптимальный.
Программное обеспечение и IT-технологии
– продукт, которым Украина потенциально способна обеспечивать весь мир.
При этом для его создания не нужен ни газ, ни уголь, ни чернозем –
достаточно компьютера и человеческого мозга.
- Можете назвать ТОП-5 самых
интересных украинских игр за последние два года? Где они больше
востребованы - в Украине, России или в дальнем зарубежье?
- Сегодня игровая индустрия переживает
существенные изменения. Вчера мы свято верили в масштабные игровые
проекты-долгострои и розничные продажи, сегодня технологии диктуют нам
обратное: Интернет, мобильные платформы, цифровая дистрибуция. Все
перевернулось с ног на голову. В борьбе за рынок разработчики и издатели
вынуждены спешно переформатироваться, предлагая игрокам новые
бизнес-модели и продукты. Это глобальный процесс, затронувший и Украину.
В этом ключе сложно однозначно сказать по поводу ТОП-5 игр. На мой
взгляд, наиболее интересными проектами от украинских разработчиков за
последние два года стали «Metro: Last Light», «Warface», «World of
Warplanes», ну и, конечно, «Survarium».
Если говорить о географии и тиражах,
то, по нашему прошлому опыту, бОльшие тиражи в играх показывали страны
СНГ (Россия, Украина, Беларусь, Казахстан), большие же прибыли – Запад.
Посмотрим, сохранится ли эта тенденция в будущем.
- Вы сказали о мобильных платформах. А украинские гейм-дизайнеры работают в этом направлении?
- Мобильные игровые приложения, а также
игры для социальных сетей активно развиваются, о чем свидетельствует
наличие многочисленных компаний-разработчиков, проведение профильных
конференций и т.д. Данный сегмент довольно сильно ушел от традиционной
игровой разработки, поэтому мне сложно говорить о последних
технологических достижениях украинских специалистов. Из тех проектов,
которые видел за последнее время, могу выделить «CYTO» от студии Room8.
- Какой жанр игр предпочитаете вы лично: стратегии, гонки, РПГ?
- Люблю разные игры. Зачастую, выбор определяет не жанр, а время в наличии. Очень нравятся стратегии, но чаще запускаю RPG-шные hack’n’slash-ки на PC или гонки/спортивные симуляторы на PlayStation 3.
- Какова на данный момент ситуация вокруг игры «S.T.A.L.K.E.R. 2»? Что можно (и можно ли) ждать нового в этой линейке игр?
- Проект был заморожен год назад. Пока
другой официальной информации на этот счет не было. Так как вся команда
разработчиков «S.T.A.L.K.E.R. 2» сейчас трудится над проектом
«Survarium», можно сказать, что судьба серии «S.T.A.L.K.E.R.» остается в
руках правообладателя.
СПРАВКА
Олег Яворский – PR-директор Vostok
Games. Это компания, созданная в марте 2012 года бывшими сотрудниками
частной компании по разработке компьютерных игр GSC Game World. Компания
была образована после того, как не удалось достигнуть соглашения с
правообладателями об использовании бренда «S.T.A.L.K.E.R.». Известна
разработкой компьютерной игры Survarium. Студия располагается в Киеве.
Слово «Восток» в названии отсылает к космическому аппарату «Восток 1»,
который доставил Юрия Гагарина на околоземную орбиту.
|