Пару дней назад в редакцию пришел сюрреалистический пресс-релиз: скромная немецкая компания bitComposer объявила «о приобретении эксклюзивных прав на создание компьютерных игр на основе известного бренда S.T.A.L.K.E.R». Неравнодушные к судьбе знаменитого постапокалиптического шутера пришли в восторг. Дальше события развивались бурно: меньше чем за сутки мы прошли через все пять стадий принятия неизбежного — S.T.A.L.K.E.R. 2 воскрес из пепла и снова умер у нас на глазах. Сейчас мы расскажем, как это было.
На данный момент серия S.T.A.L.K.E.R. пребывает примерно в таком состоянии (кадр из фильма «Сталкер» Андрея Тарковского)
Отрицание
Факт заключения сделки подразумевает, что популярная серия будет пополняться новыми играми. Член совета директоров bitComposer Entertainment AG, Штефан Вейл, прокомментировал это следующим образом: «Приобретение прав на использование бренда S.T.AL.K.E.R. позволит компании начать действовать в сегменте продуктов класса ААА и знаменует новый этап в ее истории. Выражаем благодарность Борису Натановичу Стругацкому за оказанное доверие».
Согласитесь, есть повод озадаченно почесать затылок. Судьба бренда и вселенной S.T.A.L.K.E.R. находится в подвешенном состоянии уже год. В декабре 2011-го, основатель и владелец компании GSC Game World, Сергей Григорович, неожиданно объявил о том, что все работы над второй частью игры прекращаются, и распустил команду разработчиков. Те вскоре основали собственную студию и теперь работают над идейной преемницей S.T.A.L.K.E.R. — условно-бесплатной игрой Survarium. Однако права на название, вселенную и сопутствующую атрибутику остаются у Григоровича. Мелькнул слух, будто их купила Bethesda, но его быстро опровергли. Понятно, что новость bitComposer вызвала оторопь: неужели Григорович решился отдать бренд на сторону? Однако первоначальное оцепенение быстро прошло, и началась вторая стадия…
Гнев
FIT FOR FUN — типичная игра, издаваемая bitComposer
Вопросы обрушились на PR-менеджеров bitComposer стремительным домкратом. Журналисты быстро нашли в пресс-релизе занятные неточности.
Во-первых, Борис Натанович скончался без малого месяц назад, от этого обращенные к нему слова благодарности выглядели дико.
Во-вторых, братья Стругацкие имеют опосредованное отношение к игре GSC. Изначально действие S.T.A.L.K.E.R. действительно было тесно связано с «Пикником на обочине», но ближе к релизу от оригинального произведения остались лишь сталкеры, Зона, артефакты и ряд терминов. К тому же, элементарная проверка фактов выявила, что правами на S.T.A.L.K.E.R. владеет все-таки Григорович.
Выходило, что некий зарубежный издатель выкупил у мертвого российского писателя права на интеллектуальную собственность, которой тот не владел. Раздражение игроков и недоумение прессы только усиливалось при взгляде на послужной список bitComposer: самой громкой игрой, которую издавала эта компания, оказалась Jagged Alliance: Crossfire. Помимо нее, немцы выпустили такие малоизвестные «шедевры» как FIT FOR FUN, Wildlife Park 3 и интерактивную версию немецкого телешоу Schlag den Raab. После того, как мы попросили представителей bitComposer хоть что-нибудь разъяснить, начались...
Торги
Мы долго выпытывали у издателей, что же они, в конце-то концов, купили у Стругацкого? Наиболее конкретная формулировка, которой удалось добиться: «мы приобрели лицензию на «Сталкер», а вот написание может быть любым». Либо представители bitComposer не имеют ни малейшего представления о патентном законодательстве, либо здесь кроется что-то еще. В апреле этого года Борис Стругацкий отстоял право на использование товарного знака «Сталкер». Логично предположить, что bitComposer приобрели права на создание игр по мотивам «Пикника на обочине», но в компании эту информацию опровергли. При чем здесь игры GSC — все еще было непонятно...
Представительница немецкой компании упомянула в разговоре некие суды за право использования товарного знака, которые Григорович якобы проиграл. Однако копий соответствующих решений в bitComposer предъявить не смогли. Вместо этого нас отправили за комментариями к самому Григоровичу. Но уже на следующий день на официальном сайте украинской компании появилось опровержение, от которого у многих случилась...
Депрессия
Судя по всему, возвращения S.T.A.L.K.E.R. не состоится. Увидим ли мы когда-нибудь полноценную вторую часть — тайна, скрытая противогазом
«Всеми правами на игровую серию и бренд S.T.A.L.K.E.R. по-прежнему владеют GSC Game World и Сергей Григорович… Время от времени в сети появляются новости о продаже S.T.A.L.K.E.R. той или иной компании. Мы виним в этом исключительную популярность бренда. Даже покупку мелким издательством прав на создание игры по мотивам романа «Пикник на обочине» пытаются представить как начало работ над продолжением S.T.A.L.K.E.R». В общем, судьба второй части игры про Чернобыль и Зону остается неопределенной, перезапуск не состоится, собака все еще пребывает на сене. Остается только...
Принятие
По всему получается, что bitComposer купили права на торговый знак «Сталкер», и теперь могут выпускать игры, в названии которых есть это слово.Другое дело, что никакого отношения к Стрелку и Зоне эти проекты, скорее всего, иметь не будут. К книге Стругацких, по-видимому, тоже, поскольку права на «Пикник на обочине» приобретены не были. Как метко выразился блогер Сергей Галенкин, это то же самое, что купить Дарта Вейдера, но не купить «Звездные войны».
В сети бурно обсуждается вопрос — была ли эта история пиар-ходом для привлечения внимания к неанонсированному проекту? Не исключено, но ситуация больше похожа на правовую неловкость, которая по уровню шума и нелепости напоминает недавнюю историю, когда правительство Украины заключило газовый контракт на миллиард долларов со случайным человеком. Что из всего этого выйдет, мы, похоже, узнаем не раньше следующей недели: представители bitComposer обещали-таки ответить на вопросы прессы.
Честно говоря непонятна позиция самой GSC Game World и Григоровича в частности. Не создавать игру, которую образно говоря можно сравнить с курицей несущей золотые яйца, по меньшей мере неразумно ;). Ажиотаж вокруг вселенной с.т.а.л.к.е.р. пока ещё на достаточно высоком уровне, но будет ли так всё время. Новый продукт выпущенный на пике популярности трилогии был бы кстати и потребителю и производителю.
Видимо, деньги для них - всё-таки не главное. Они заняли так называемую принципиальную позицию. А суть этой принципиальной позиции можно выразить такой пословицей: "Пусть хуже, но по-моему".
Они делают игры про девочек спортсменок и............СТАЛКЕР!Кардан будет тренером .А если серьезно то я уже и не жду СТАЛКЕР2.Из-за него столько шуму но саму игру не кто даже не видел и я не уверен что её вообще делали.Сурвариум сделали за пол года(он подозрительно смахивает на СТАЛКЕР),а по СТАЛКЕРУ за столько лет не сделали даже демки чтоб людям показать,лиш несколько скринов.Лиш несколько скринов за несколько лет работы целой компании.Кто купит права на игру которой нет?Ответ очевиден - некому неивестная фирма которая делает игры для девочек-спортсменок
Странно все это. Зачем делать такой прямой вызов "Мы купили S.T.A.L.K.E.R!". Ведь ясно же было, что Григорович даже Bethesd'е (небезызвестной компании, между прочим) бренд не продал, а тут...
А тут какая-то маленькая компания, выпускающая проходняки, причем кривые, заявляет, что купила одну из самых известных в мире игр.
То, что это обычный пиар, доказывает: 1) Эта компания должна деньги GSC. 2) Игру она только издавала, так что никакого отношения к разработке она не имеет. Ну разве что к локализации. 3) Она даже не располагает такой суммой, как GSC. 4) Купила непонятно что. Вообще наш бренд пишется - S.T.A.L.K.E.R. Здесь же - Stalker. Следовательно, никакого отношения к бренду название не имеет. 5) И снова пиар - они выдали заявление, что Григорович это название не патентовал. Бред, ведь S.T.A.L.K.E.R появился еще в 2004 году - S.T.A.L.K.E.R. Oblivion Lost. 6) Снова бред - Стругацкий отстоял право на использование "Сталкер". Как компания приобрела название у человека, который умер несколько недель назад?
Вообще, если хотят делать Stalker - так пусть делают. Посмотрим, что у них выйдет. По-моему, очередной ватный середняк. Только вряд ли эту компанию воспримет всерьез. И мир избавится от плохой студии и от ее игр.
Я думаю bitComposer решыли пропиарится за щот столь извесной игры и бренда вцелом как S.T.A.L.K.E.R. . Я лично про эту компанию слышу впервые , ну это сугубо моё мнения , но я щитаю что это и есть правда .
Пропиариться? Полностью согласен, но только эта компания одного не учла: люди ведь не идиоты и прекрасно все будут понимать, откуда здесь ноги растут. Так что, ИМХО, пропиарятся они, но смотря в какую сторону
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]